понедельник, 30 сентября 2013 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

            КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.
Средневековье имело своих титанов мысли, таких как:
·         Августин (354-430 гг.) создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения душ.
·         Фома Аквинский (1225(26) -1274 гг.) предложил синтез учения Аристотеля и христианства. Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах.
·         Роджер Бэкон (1214-1292 гг.) и Уильям Оккам (1285-1349 гг.) приверженцы теологии, францисканцы. Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя его познать и через чувственный опыт: Единственный путь к Богу – это вера.
·         Мартин Лютер (1483-1546 гг.) Вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом.
                   ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.
·         Н. Макиавелли (1469—1527 гг.) и Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Макиавелли создал своего рода учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства.  Гоббс, как и Макиавелли, исходил из того, что общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций. Оба мыслителя единодушны и в том, что природа человека неизменна, внеисторична.
·         Дж. Локк (1632—1704 гг.) выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти.
·         Ш. Монтескье (1689—1755 гг.) сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной.
ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС.
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей.
·         Вольтер (1694—1778 гг.) «Из всех живых существ человек наиболее совершенен»
·         Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.)  разделял многие идеи просветителей, но в то же время по ряду важных вопросов выдвигал собственные. Руссо придавал исключительное значение влиянию общества на человека: вне совместной жизни с другими человек не может выработать такие способности, как язык, разум, добродетель.
      СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.
Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.
·         А. Смит (1723—1790 гг.). Он исследовал влияние разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как главном источнике общественного богатства, обосновал теорию стоимости, которую в дальнейшем использовал К. Маркс, разработал общую теорию рынка.
·         Конт (1798—1857 гг.)  ввел термин «социология»,  ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов.
·         Спенсер (1820—1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества.
           СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО И ПУТИ К НЕМУ.
Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общественного или государственного (в те эпохи, когда различие между обществом и государством не осознавалось) устройства.
·         А. Сен-Симон (1760—1825 гг.) и Ш. Фурье(1772—1837 гг.)  каждый по-своему, обрисовали желаемую перспективу развития общества. Взгляды первых получили название утопических.
МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ.
·         К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.) в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX в.

Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. Особая роль в таком обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями, — технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление социальными процессами. Идеи технократизма отражены в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта.       Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации. Это может быть направленность на Бога (религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность (условно говоря, атеистический экзистенциализм).
Источники: google.com, учебник по обществознанию 10 класс Л. Н. Боголюбов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий